CuraVita.ru
Продукты6 июня 2026 г.

Ученые Ирландии связали кофе с улучшением микрофлоры кишечника и мозга

Ученые Ирландии связали кофе с улучшением микрофлоры кишечника и мозга

Исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, показало, что регулярное употребление кофе изменяет состав микробиома кишечника, что напрямую влияет на работу мозга и иммунной системы. Ученые из Ирландии установили механизмы, посредством которых кофе воздействует на ось «кишечник-мозг», улучшая настроение независимо от наличия кофеина.

Методология и ход эксперимента

Исследование провели специалисты центра APC Microbiome Ireland при Университете Колледж Корк (University College Cork), входящем в состав Национального университета Ирландии. Проект спонсировал Институт научной информации о кофе (ISIC). В эксперименте приняли участие 62 здоровых взрослых человека в возрасте от 30 до 50 лет. Участников разделили на две группы: одни ежедневно выпивали от 3 до 5 чашек кофе, другие не употребляли его вовсе.

В первой фазе ученые собрали образцы кала и мочи участников, а также оценили их рацион, уровень стресса, настроение и когнитивные способности. Затем группа любителей кофе отказалась от напитка на две недели для отслеживания изменений в организме. На финальном этапе кофе вернули в рацион вслепую: одна часть участников пила обычный кофе с кофеином, другая — кофе без кофеина. Это позволило исследователям определить, какие именно компоненты напитка ответственны за биологическое воздействие.

Изменения в микробиоме и иммунитете

Результаты показали, что микробиом кишечника у пьющих кофе существенно отличается от такового у не пьющих. Примечательно, что при двухнедельном отказе от напитка эти изменения исчезали, а после возобновления употребления снова проявлялись, что свидетельствует о прямом влиянии кофе на кишечную микрофлору.

Ученые зафиксировали рост количества определенных бактерий у потребителей кофе. Заметно увеличилась численность бактерий вида Eggertella sp., которые, по их мнению, способствуют секреции желудочной и кишечной кислоты. Также возросло количество Cryptobacterium curtum, участвующих в синтезе желчных кислот. Оба этих процесса могут играть роль в устранении вредных кишечных бактерий и желудочных инфекций. Кроме того, отмечено увеличение бактерий группы Firmicutes, что у женщин ассоциируется с позитивными эмоциями.

Кофе содержит сотни различных биологически активных соединений, среди которых выделяются полифенолы — природные антиоксиданты, влияющие на активность кишечных бактерий. Эти вещества стимулируют развитие полезных микроорганизмов и выработку метаболитов, выступающих в роли «посланников», соединяющих кишечник, мозг и иммунную систему. В ходе исследования также выявили изменения в иммунных маркерах и противовоспалительных реакциях организма.

Влияние на настроение и когнитивные функции

Обе группы участников, независимо от того, пили ли они кофе с кофеином или без него, сообщили о снижении уровня воспринимаемого стресса, депрессии и импульсивности. Это указывает на то, что употребление кофе значительно улучшает настроение вне зависимости от содержания кофеина.

Однако воздействие на когнитивные способности и тревожность различалось. Заметное улучшение памяти и процессов обучения наблюдали только у тех, кто пил кофе без кофеина — это предполагает, что компоненты, отличные от кофеина (например, полифенолы), ответственны за эти когнитивные преимущества. В то же время только кофе с кофеином был связан со снижением чувства тревоги, а также с улучшением бдительности и концентрации внимания. Кофеин также ассоциировался со снижением риска воспалительных процессов.

Изменения в микробиоме могут влиять на выработку серотонина, дофамина и других нейромедиаторов, связанных с эмоциями и поведением. Это объясняет связь здоровья кишечника с риском развития депрессии, тревожности, когнитивного снижения и некоторых нейродегенеративных заболеваний. Авторы работы считают, что кофе — один из факторов, влияющих на ось «кишечник-мозг» через микробиом.

Рекомендации по потреблению

Несмотря на позитивные результаты, эксперты предупреждают: это не значит, что нужно пить больше кофе. Большинство исследований показывает, что употребление от 2 до 4 чашек кофе в день обычно приносит наибольшую пользу для здоровья. Избыточное потребление кофеина может вызывать бессонницу, нервозность, тревогу, учащенное сердцебиение или влиять на артериальное давление у некоторых людей.

Эффективность напитка зависит и от способа приготовления и добавок. Чашка кофе с большим количеством сахара, жирных сливок или сиропов может значительно снизить потенциальную пользу для здоровья. Исследователи подчеркивают необходимость дальнейших масштабных исследований, чтобы понять, способны ли наблюдаемые изменения в микробиоме снижать риск хронических заболеваний.

Комментарии

чтобы комментировать без модерации, или напишите как гость

Загрузка комментариев...

Читайте также