CuraVita.ru
Советы6 июня 2026 г.

Ученые связали восемь пищевых добавок с ростом риска гипертонии на 29%

Ученые связали восемь пищевых добавок с ростом риска гипертонии на 29%

Исследование, опубликованное в журнале European Heart Journal, связало потребление неантиоксидантных консервантов с повышением риска развития гипертонии на 29% и сердечно-сосудистых заболеваний на 16%. В масштабном исследовании во Франции приняли участие более 112 тысяч человек — за их здоровьем следили в течение семи-восьми лет.

Результаты исследования NutriNet-Santé

Проект NutriNet-Santé охватил 112 395 добровольцев из Франции. Каждые шесть месяцев участники рассказывали исследователям обо всём, что ели и пили за трёхдневный период. Так учёные детально проанализировали ингредиенты продуктов, включая консерванты, и отследили состояние здоровья испытуемых в среднем на протяжении семи-восьми лет.

За первые два года наблюдения 99,5% участников употребляли продукты, содержащие хотя бы один консервант. Исследователи выявили следующие риски:

  • Потребление консервантов в целом повышало риск гипертонии на 24% у тех, кто потреблял их много, по сравнению с теми, кто потреблял мало.
  • Неантиоксидантные консерванты (используемые для предотвращения роста микробов) оказались связаны с ростом риска гипертонии на 29% и риска сердечного приступа или инсульта на 16%.
  • Антиоксидантные консерванты (предотвращающие порчу или потемнение пищи) повышали риск гипертонии на 22%.

Из 17 изученных индивидуальных консервантов восемь оказались связаны с более частыми случаями гипертонии, а один — с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Восемь опасных добавок

Учёные выделили восемь конкретных пищевых добавок, связанных с повышенным риском гипертонии:

  • Сорбат калия (E202): антимикробный консервант, часто используемый в сыре, вине, йогурте и выпечке. Связан с повышением риска гипертонии на 39%.
  • Метабисульфит калия (E224): сульфитный агент, применяемый для сохранения цвета и вкуса сухофруктов, вина и лимонного сока.
  • Нитрит натрия (E250): консервант для мясных продуктов (бекон, хот-доги, деликатесные нарезки). Ранее его уже связывали с ростом риска диабета 2 типа.
  • Аскорбиновая кислота (E300): витамин C, используемый как натуральный антиоксидант. Единственная добавка из списка, которую напрямую связали с повышением риска сердечно-сосудистых заболеваний (на 15%) наряду с гипертонией.
  • Аскорбат натрия (E301): натриевая соль витамина C, применяемая для замедления окисления и потемнения продуктов.
  • Эриторбат натрия (E316): структурный аналог витамина C, используемый как фиксатор цвета в копчёных мясных продуктах и солёных снеках.
  • Лимонная кислота (E330): натуральная органическая кислота для регулирования кислотности и текстуры в газировках, консервах и конфетах. Связана с повышением риска гипертонии на 25%.
  • Экстракт розмарина (E392): растительный антиоксидант, заменяющий химические аналоги для предотвращения прогоркания жиров.

Пять из этих восьми ингредиентов (аскорбиновая кислота, аскорбат натрия, эриторбат натрия, лимонная кислота и экстракт розмарина) классифицируются как натуральные антиоксиданты. Однако эксперты предупреждают: их регулярное употребление в составе ультраобработанных продуктов не является безопасным.

Механизмы влияния и рекомендации экспертов

Авторы исследования, включая ведущего автора Анаис Азенбёлер и соавтора Матильду Тувиер из Французского национального института здравоохранения и медицинских исследований (Inserm), отмечают, что точные механизмы связи пока не до конца понятны. Эксперты предполагают несколько факторов:

  • Связь с ультраобработанными продуктами: Консерванты часто содержатся в продуктах с высоким содержанием добавленных жиров, сахара и натрия, которые сами по себе повышают риск гипертонии. Доктор Кэтрин Балантекин из Университета Баффало отмечает: «Эти консерванты обычно встречаются в стабильных при хранении ультраобработанных продуктах».
  • Биологические эффекты: Некоторые консерванты могут повышать уровень воспаления, усиливать окислительный стресс, влиять на функцию кровеносных сосудов или изменять микробиом кишечника. Диетолог Скотт Китли указывает: «Нитриты, например, в лабораторных исследованиях связывали с окислительным повреждением».
  • Риск диабета: Регулярное употребление ультраобработанных продуктов связано с повышенным риском диабета 2 типа, который, в свою очередь, является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Кардиолог Ченг-Хань Чен считает, что связь обусловлена комбинацией всех этих факторов. Авторы исследования призывают органы здравоохранения пересмотреть безопасность этих добавок с учётом новых научных данных и провести анализ соотношения рисков и пользы.

В качестве практических рекомендаций эксперты советуют ограничить потребление ультраобработанных продуктов и сделать упор на цельные, минимально обработанные продукты. Американская ассоциация сердца рекомендует взрослым употреблять не более 2300 мг натрия в день, а идеальным пределом считает 1500 мг. Для поддержания здоровья сердца диетологи рекомендуют включать в рацион богатые калием продукты: бананы, апельсины, картофель, листовую зелень, бобы и чечевицу. Соавтор исследования Матильда Тувиер советует отдавать предпочтение свежим необработанным овощам или замороженным продуктам, сохраняемым низкой температурой, а не пищевыми добавками.

Комментарии

чтобы комментировать без модерации, или напишите как гость

Загрузка комментариев...

Читайте также