CuraVita.ru
Мифы6 июня 2026 г.

Отказ от сахара улучшает память лишь частично при долгом злоупотреблении

Отказ от сахара улучшает память лишь частично при долгом злоупотреблении

Ученые из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле выяснили, как нездоровая пища влияет на память и почему отказ от сахара не всегда полностью восстанавливает когнитивные функции. Они обнаружили специфическую группу клеток в гиппокампе — CCK-интернейроны, — которые становятся гиперактивными из-за нарушения усвоения глюкозы уже через несколько дней после начала диеты с высоким содержанием жиров.

Механизм воздействия на мозг

Эксперименты показали, что избыток жиров делает гиперактивной особую группу клеток в гиппокампе — CCK-интернейроны. Эта область мозга, отвечающая за память и обучение, оказалась особенно чувствительной к сладкой и жирной пище. Причина — дефицит глюкозы в клетках, несмотря на ее наличие в рационе.

Спустя четыре дня диеты с высоким содержанием жиров CCK-интернейроны стали аномально активными. Профессор Хуан Сон призналась: исследователи не ожидали найти столь уязвимую группу клеток, страдающую от краткосрочного воздействия нездоровой диеты. «Больше всего удивило, как быстро эти клетки изменили свою активность в ответ на снижение доступности глюкозы — и этот сдвиг сам по себе достаточен для нарушения памяти», — отметила она.

Ограничения восстановления памяти

Переход на здоровое питание помогает улучшить когнитивные функции, однако память не всегда восстанавливается до уровня тех, кто изначально питался правильно. Последствия длительного злоупотребления нездоровым рационом могут сохраняться надолго. Ученые подчеркивают: отказаться от избытка сахара полезно в любом возрасте, но эффективнее не доводить организм до состояния хронического воздействия вредного рациона.

Пути коррекции и профилактики

Эксперименты на мышах показали: восстановление уровня глюкозы в мозге успокаивает гиперактивные нейроны и устраняет проблемы с памятью. Исследование показало, что при нейродегенерации, связанной с ожирением, эффективными могут быть как фармакологические вмешательства, так и диетические подходы, в частности интервальное голодание.

«Эта работа подчеркивает, насколько быстро наша пища может повлиять на здоровье мозга, и как ранние вмешательства — будь то голодание или медикаментозное лечение — могут защитить память и снизить риск долгосрочных когнитивных проблем, связанных с ожирением и метаболическими нарушениями», — заключила Хуан Сон. Ученые уверены: в долгосрочной перспективе такие стратегии снизят растущее бремя деменции и болезни Альцгеймера, связанных с метаболическими расстройствами.

Комментарии

чтобы комментировать без модерации, или напишите как гость

Загрузка комментариев...

Читайте также