CuraVita.ru
Диеты9 июня 2026 г.

Нитраты в мясе и воде повышают риск деменции у 54 тысяч участников тестатов

Нитраты в мясе и воде повышают риск деменции у 54 тысяч участников тестатов

Исследование Университета Эдит Коуэн в Австралии и Датского института исследований рака, опубликованное 8 июня в журнале Science Daily, показало: вероятность развития деменции зависит от того, из какого продукта поступают нитраты. В ходе 27-летнего наблюдения за более чем 54 тысячами человек ученые выяснили, что нитраты из овощей снижают риск заболевания, тогда как вещества из мяса и питьевой воды его повышают.

Различное влияние источников нитратов

Анализ данных выявил противоположные эффекты в зависимости от продукта. Высокое потребление нитратов из овощей, таких как шпинат, салат и свекла, связано со снижением риска деменции на 10%. Риск раннего слабоумия (до 65 лет) при употреблении растительных нитратов снижается на 31–39%. Специалист Бондонно отметила, что участники исследования, употреблявшие около одной чашки молодого шпината в день, реже сталкивались с когнитивными нарушениями.

В то же время нитраты и нитриты из продуктов животного происхождения, переработанного мяса (колбасы, сосиски) и питьевой воды коррелируют с повышенным риском заболевания. Употребление красного и переработанного мяса увеличивает общий риск деменции на 11–13%, а риск ранней формы — на 40–73%. Нитраты из питьевой воды повышают общий риск на 14–18%, а вероятность ранней деменции возрастает на 53%.

Химические механизмы воздействия

Ученые объясняют разницу химическим окружением («продуктовой матрицей»). В овощах присутствуют витамины и антиоксиданты, которые помогают нитратам образовывать полезное соединение — оксид азота. Это вещество расслабляет сосуды, улучшает кровоток и снабжение мозга кислородом, одновременно блокируя образование канцерогенных и вредных для мозга N-нитрозаминов.

В продуктах животного происхождения антиоксиданты отсутствуют. Содержащееся в мясе гемовое железо и аминокислоты способствуют превращению нитратов и нитритов в токсичные N-нитрозамины, которые повреждают клетки, вызывают воспаление нейронов и ускоряют дегенерацию мозга. Аналогичный процесс происходит при потреблении воды, где также отсутствуют защитные соединения, способные блокировать формирование вредных веществ.

Вопросы безопасности воды и методология

Особое внимание авторы уделили качеству питьевой воды. Повышенный риск деменции наблюдался у людей, употреблявших воду с концентрацией нитратов 5 мг/л. Этот показатель в 10 раз ниже установленного в Евросоюзе и Дании лимита в 50 мг/л. Исследователи призывают пересмотреть действующие стандарты, так как они могут не защищать мозг в долгосрочной перспективе, и рекомендуют использовать системы фильтрации воды, а также ограничить потребление колбасных изделий.

Исследователи подчеркивают, что работа носила наблюдательный характер и фиксирует статистические связи, а не прямую причинно-следственную зависимость. Для подтверждения выводов потребуются дополнительные лабораторные тесты и клинические испытания.

Комментарии

чтобы комментировать без модерации, или напишите как гость

Загрузка комментариев...

Читайте также