CuraVita.ru
Советы3 июня 2026 г.

Ультраобработанная еда повышает риск деменции на 58 процентов

Ультраобработанная еда повышает риск деменции на 58 процентов

Исследователи из Школы общественного здравоохранения им. Т. Х. Чана Гарвардского университета установили: употребление более двух фунтов ультраобработанной пищи в день связано с повышением риска развития деменции на 58% и риска когнитивных нарушений на 46%. Результаты, опубликованные в журнале American Journal of Public Health, основаны на данных более 5300 взрослых американцев в возрасте 50 лет и старше, которых наблюдали в среднем девять лет.

Масштабы проблемы и методология исследования

В исследовании использовались данные проекта «Здоровье и пенсия» (Health and Retirement Study) Университета Мичигана, который поддерживается Национальным институтом старения и охватывает медицинские сведения примерно 20 000 американцев. Участники отвечали на вопросы о питании, курении, употреблении алкоголя, физической активности и других факторах, влияющих на здоровье мозга.

Анализ показал, что связь между диетой и риском деменции сохраняется даже после корректировки на такие переменные, как доход, физическая активность, курение и исходные хронические заболевания. Однако ученые предупреждают: поскольку данные основаны на самоотчетах, исследование не доказывает прямую причинно-следственную связь между ультраобработанной пищей и деменцией.

Проблема в США стоит остро: по данным Ассоциации Альцгеймера, в стране более 7,2 миллиона человек живут с болезнью Альцгеймера — самой распространенной формой деменции. К 2050 году эта цифра может приблизиться к 13 миллионам. Согласно данным Национального института здоровья, за последние полвека около 70% рациона американцев составляют ультраобработанные продукты.

Самые опасные продукты и отсутствие безопасной дозы

Среди всех категорий ультраобработанной пищи наибольший риск для мозга связывают с переработанными мясными продуктами: беконом, нарезанной ветчиной, сосисками и хот-догами. Исследование также выявило, что риск существует не только при чрезмерном потреблении: умеренные уровни (около фунта или меньше в день) тоже негативно сказываются на мозге.

«Просто сказать: «Ну, я не получаю все калории из ультраобработанной пищи, я в безопасности» — это ошибка. Результаты показывают, что безопасного уровня, возможно, не существует», — заявила ассоциированный профессор питания в сфере общественного здравоохранения Синди Леунг из Гарварда изданию The Wall Street Journal.

Нутрициологи определяют ультраобработанные продукты как промышленные формуляции, обычно содержащие пять и более ингредиентов, включая добавки, которые редко встречаются в домашней кухне, — эмульгаторы или кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы. К ним относятся упакованные чипсы, печенье, конфеты, сладкие газированные напитки, замороженные блюда быстрого приготовления и подслащенные йогурты. Исследователи из Канзасского университета отмечают, что такие продукты создаются «гиперпалатальными» для потребителей, сочетая соль, жиры и сахара в привлекательных комбинациях.

Механизмы воздействия и рекомендации экспертов

Медицинские эксперты, в том числе специалисты Института «Пища как лекарство» при Университете Тафтса, выделяют несколько биологических механизмов, объясняющих связь между ультраобработанной пищей и здоровьем мозга:

  • Системное воспаление: Добавки, такие как эмульгаторы и консерванты (например, нитриты в переработанном мясе), изменяют микробиом кишечника и вызывают хроническое воспаление, которое напрямую влияет на функцию мозга.
  • Высокая гликемическая нагрузка: Избыток рафинированного сахара и нездоровых жиров повреждает кровеносные сосуды, снижая приток крови к мозгу и ускоряя когнитивное старение.
  • Нутритивное вытеснение: Опора на ультраобработанные продукты вытесняет из рациона важные питательные вещества, белки и пищевые волокна.

Старший преподаватель нутрициологии Барбара Кардозу из Университета Монаш в Австралии отметила в апреле, что ультраобработанная пища ассоциируется с негативными изменениями в эндокринной системе и микробиоте кишечника, что может привести к неблагоприятным неврологическим исходам. Она также указала на связь с известными факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний для деменции: диабетом, гипертонией, ожирением и высоким уровнем холестерина ЛПНП.

Ранее, в мае 2025 года, исследование Университета Вирджинии Технологий показало, что употребление хотя бы одной порции ультраобработанного мяса в день увеличивает риск когнитивных проблем на 17%, а одна порция сладкой газировки повышает риск когнитивных нарушений на 6%.

В то же время Гарвардское исследование выявило: люди, потреблявшие больше всего минимально обработанных продуктов, таких как фрукты и овощи, имели на 41% более низкий риск развития деменции по сравнению с другими участниками. Профессор питания Бренда Дэви подчеркнула: «Есть вещи, которые можно изменить.. Речь идет об умеренности, разумности и сбалансированности в выборе диеты».

На политическом уровне администрация президента Трампа под руководством министра здравоохранения и социальных служб Роберта Ф. Кеннеди-младшего выпустила новые диетические рекомендации, советующие американцам избегать сильно переработанных продуктов с добавлением сахара и соли. В качестве альтернативы специалисты рекомендуют средиземноморскую диету или диету MIND, которые, согласно отдельным исследованиям, могут снизить риск болезни Альцгеймера до 53%.

Комментарии

чтобы комментировать без модерации, или напишите как гость

Загрузка комментариев...

Читайте также