CuraVita.ru
Мифы31 мая 2026 г.

Гарвардские ученые связали здоровье сердца с качеством продуктов

Гарвардские ученые связали здоровье сердца с качеством продуктов

Исследователи из Гарвардского университета представили в журнале Journal of the American College of Cardiology (JACC) результаты масштабного анализа, показавшего: для здоровья сердца решающее значение имеет качество продуктов, а не жесткое ограничение жиров или углеводов. Авторы изучили данные почти 200 тысяч мужчин и женщин, за которыми наблюдали около 30 лет.

Результаты гарвардского исследования

Исследование выявило, что ключевую роль играет происхождение питательных веществ. Диеты, богатые овощами, фруктами, цельнозерновыми продуктами и полезными жирами, снижали риск ишемической болезни сердца. А вот низкоуглеводные или низкожировые рационы, основанные на переработанных продуктах, животных жирах и недостатке растительной пищи, не приносили такой пользы.

Руководитель исследования Чжиюань Ву отметил: «Наши результаты показывают, что дело не только в сокращении углеводов или жиров, а в качестве продуктов, из которых состоит рацион». Участники, придерживавшиеся качественного и разнообразного питания, имели более высокий уровень «хорошего» холестерина, а также более низкие показатели жиров в крови и воспалительных маркеров. У них значительно реже развивалась ишемическая болезнь сердца — основная причина инфарктов. Авторы предполагают, что полезные низкоуглеводные и низкожировые диеты могут действовать через схожие биологические механизмы, улучшая состояние сердечно-сосудистой системы.

Дополнительные факторы защиты сосудов

Современные кардиологические исследования выявили и другие факторы, влияющие на здоровье сердца. Согласно работе ученых из Сиднея и Оксфорда, короткие бытовые вспышки активности (VILPA) — всего 3–4 минуты интенсивных повседневных движений в день, таких как быстрый подъем по лестнице, бег за автобусом или энергичная уборка, — снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний на 40–50% без необходимости посещения спортзала.

Нейробиологи установили связь между старением сердца и ухудшением сигналов от блуждающего нерва. Практики, снижающие стресс, включая дыхательную гимнастику, медитацию и качественный сон, физически продлевают молодость миокарда. Скандинавские ученые выяснили, что фильтрованный кофе (приготовленный через бумажный фильтр) снижает уровень «плохого» холестерина и защищает сосуды, в отличие от нефильтрованного кофе (например, по-турецки или во френч-прессе), который содержит повышающие холестерин вещества кафестол и кавеол.

Рекомендации специалистов

Универсальный рецепт профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, согласно советам профессора Лео Бокерии и данным клинических рекомендаций, базируется на пяти правилах. Эксперты рекомендуют не менее 150 минут умеренной активности в неделю или регулярные прогулки пешком, контроль потребления соли с добавлением продуктов, богатых калием и магнием, а также сон строго 7–8 часов в сутки — хронический недосып ведет к гипертонии.

Важным условием является полный отказ от курения: никотин вызывает спазм артерий. Необходимы регулярные проверки уровня артериального давления и холестерина. Масштабные международные исследования подтверждают, что отказ от экстремальных диет в пользу разнообразия рациона, включающего бобовые, орехи, жирную рыбу и молочные продукты умеренной жирности, защищает сердце эффективнее строгих ограничений.

Комментарии

чтобы комментировать без модерации, или напишите как гость

Загрузка комментариев...

Читайте также