Около 77% американцев, представляющих различные политические партии, требуют обязательного размещения предупреждающих надписей на упаковках ультрапереработанных пищевых продуктов. Согласно новому опросу, опубликованному в American Journal of Public Health, большинство граждан также поддерживают запрет рекламы таких продуктов на детском телевидении и строгие государственные проверки химических добавок.
Кампания «Сыты по горло!» и требования общественности
Исследователи запустили кампанию под названием «Сыты по горло!» (Fed UP), чтобы помочь потребителям разобраться в продуктах и продвигать более здоровые правила их употребления. Старший автор исследования Эшли Гирхардт, профессор психологии Мичиганского университета в Энн-Арборе, отмечает: «Семьи задаются важными вопросами о том, как производятся, продаются и регулируются продукты питания и как они могут стать частью перемен». Веб-сайт кампании предоставляет разъяснения, обзоры исследований, видеоролики, контент для социальных сетей и практические ресурсы. В рамках проекта публикуются советы о том, как обратиться к местным представителям и чиновникам школьного совета с просьбой сократить потребление ультрапереработанных продуктов в школах.
По данным опроса, до 70% американцев хотят запретить компаниям рекламировать ультрапереработанные продукты на детском телевидении. До 87% респондентов требуют, чтобы государственные проверки на безопасность всех химических веществ лабораторного производства проводились задолго до их использования в пищевой продукции. Научный сотрудник Лаура Шмидт, профессор Института исследований политики здравоохранения из Сан-Франциско, комментирует ситуацию: «Я начала работать над одним из первых в стране налогов на сладкую газировку в 2009 году. На дворе 2026 год, а мы, как общество, все еще не предпринимаем ничего существенного в этом вопросе. Мы не регулируем достаточное количество химических добавок.. У нас нет информации о том, как создаются эти продукты. У нас нет предупреждающей этикетки для потребителей. В этом смысле я сыта по горло».
Здоровье, зависимость и лоббирование
Исследования связывают употребление ультрапереработанных продуктов с повышенными рисками для здоровья. По данным CNN, потребление всего на 10% большего количества калорий в день из таких продуктов — примерно одна порция — может быть связано с повышением риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 50%. Исследователи также отметили рост вероятности ожирения на 55% и развития сахарного диабета 2 типа на 40%. Новое исследование в American Journal of Public Health показало, что риск развития деменции у взрослых в США, употреблявших больше всего ультрапереработанных продуктов, почти на 60% выше. Синди Люнг, доцент кафедры общественного питания в Гарвардской школе общественного здравоохранения имени Т.Х. Чана в Бостоне, сообщила: «И наоборот, мы обнаружили более низкий риск когнитивных нарушений и деменции у тех, кто потребляет продукты с минимальной обработкой, такие как цельные зерна, фрукты и овощи, по сравнению с теми, кто потребляет их с низким содержанием».
Эшли Гирхардт, специализирующаяся на пищевой зависимости, является соавтором исследований, показавших, что более 12% пожилых людей в США и 21% женщин в возрасте от 50 до 64 лет имеют клиническую зависимость от ультрапереработанной пищи. Исследования также показывают, что во всем мире 12% детей страдают пищевой зависимостью. Гирхардт подчеркивает: «Опросы показывают, что большинство американцев не доверяют этим крупным компаниям, производящим пищевые продукты с ультрапереработкой, и считают, что они создают продукты, вызывающие привыкание. Они также считают, что эти компании нацелены на детей, чтобы они выросли зависимыми от этих нездоровых продуктов».
По словам Эшли Гирхардт, масштабное лоббирование препятствует переменам. За 23 года, с 1999 по 2020 год, компании, производящие ультрапереработанные пищевые продукты, потратили на лоббирование 1,15 миллиарда долларов, что превышает расходы индустрий азартных игр (817 миллионов долларов), табака (755 миллионов долларов) и алкоголя (541 миллион долларов).
Реакция властей и промышленности
Действия регулирующих органов вызвали разочарование среди экспертов. Комиссия «Сделаем Америку снова здоровой» (MAHA Commission) пообещала принять решительные меры в отношении ультрапереработанных продуктов к августу 2025 года. Однако в окончательном отчете, опубликованном в сентябре, правительство лишь пообещало «продолжить усилия» по определению ультрапереработанных пищевых продуктов. Диетологи сочли обнадеживающими заявления министра здравоохранения и социальных служб США Роберта Ф. Кеннеди-младшего о сдерживании компаний, но отметили отсутствие существенных шагов.
Промышленность предлагает альтернативный взгляд. Карла Сондерс, президент Совета по контролю за калорийностью, заявила CNN, что сведение вопросов общественного здравоохранения к «общим описаниям рисков при переработке, а не к содержанию питательных веществ, упрощает гораздо более сложную проблему». Она добавила: «Потребителям нужны практические, научно обоснованные инструменты и широкий ассортимент продуктов питания и напитков, которые помогут поддерживать здоровый образ жизни, включая продукты с добавлением пищевых волокон и меньшим количеством калорий или сахара». Представитель Ассоциации потребительских брендов заявил, что ее члены «предоставляют потребителям доступ к информации, необходимой для осознанного выбора».
Николас Шартрес, доцент факультета медицины и здравоохранения Сиднейского университета, отметил: «Важно отметить, что эти эксперты не только призывают к регулированию, но и говорят о том, что нам необходимо обеспечить более широкий доступ к рационам питания с минимальной обработкой, чтобы не привести к росту уровня продовольственной незащищенности». Это не первый призыв к действию: в конце 2025 года в журнале The Lancet была опубликована серия статей, призывающая к глобальным усилиям по регулированию отрасли. Соавтор статей в Lancet заявил: «Пищевая промышленность не хочет терять свою дойную корову, поэтому они готовы вложить миллионы в борьбу с правительственными ограничениями на ультрапереработанные продукты, а также финансировать диетологов, которые скажут, что нет никаких доказательств их вредности».
По данным Центров США по профилактике заболеваний, 53% взрослых американцев получают большую часть калорий из продуктов ультрапереработки. Для детей в возрасте от 1 года до 18 лет этот показатель составляет 62%. Почти 70% продуктов на полках продуктовых магазинов в США имеют высокую степень переработки.




